Многим не раз приходилось сталкиваться с таким понятием как наставничество. В данном процессе участвует опытный эксперт и новичок, которому необходима помощь. Сравнительно недавно начали использовать новомодные слова менторинг и менторство. В переводе с английского «mentoring» - это наставничество, в цели и задачи которого заложен гораздо более глубокий смысл.
Что такое менторинг (менторство) и кому он нужен?
Главным «потребителем» менторинга является бизнес-направление. Перспективные стартапы характеризуются уникальной идеей. Но, многие проекты не развиваются по причине нехватки столь необходимого опыта. Именно таким компаниям и необходим ментор, которому не нужно объяснять каковы основные цели и задачи наставничества.
Ментор – это временный участник бизнес-процесса, который на определённый срок вливается в команду. Данный человек консультирует и помогает группе достичь определённых результатов. Наставник помогает своими знаниями и опытом. Но, речь в данном случае не идет о коучинге. Менторинг и коучинг часто путают и проводят параллель. Безусловно, ментор может использовать приемы коучинга, но есть существенные отличия.
Кто может быть ментором, исходя из целей и задач наставничества?
Речь идет об авторитетном эксперте в определённой области. Это человек, у которого есть практический опыт ведения бизнеса. Консультантами стартапов могут быть:
- руководители/собственники успешного бизнеса;
- топ-менеджеры крупных компаний;
- опытные специалисты, которые хорошо разбираются в определённой сфере деятельности;
- бизнесмены, с опытом успешного выхода на новые рынки.
Основные цели и задачи наставничества
Прибегая к услугам ментора, владелец бизнеса прекрасно понимает, какие перспективы перед ним открываются. Опытный наставник заставляет участником стартапа по-новому взглянуть на проект и на возможности, которые откроются для каждого, в случае успешной реализации идеи.
Менторинг помогает сотрудникам компании:
- научиться мыслить стратегически;
- принимать ключевые решения и оказывать помощь коллегам;
- научиться проводить встречи, а также эффективно вести переговоры;
- грамотно оценивать новые идеи;
- правильно выбирать стратегии развития стартапа;
- разрабатывать бизнес-план и искать инвесторов;
- формировать команду проекта;
- принимать решения, которые сделают проект инвестиционно-привлекательным.
Какие виды менторства (наставничества) различают?
Несмотря на то, что, основные цели и задачи наставничества, как правило, направлены на повышение эффективности бизнес процессов, существует и масса других направлений, где также не обойтись без опытного эксперта (ментора).
Выделяют:
- наставничество на предприятии;
- наставничество в медицине;
- наставничество в образовании;
- социальное наставничество и др.
Формальный и неформальный менторинг
В зависимости от целей и задач, существует разделение на формальное и неформальное наставничество. Оба вида менторинга кране важны для предприятия. Но лишь их грамотное сочетание гарантирует 100 % результат и эффективность всего процесса обучения персонала.
Формальное наставничество (менторинг)
В данном случае заранее устанавливаются цели, а также прописываются процедуры. Создается соответствующий регламент, который подкрепляется официальными приказами. Результаты работы ментора отслеживаются и измеряются. Выбор наставника для определенных наставляемых происходит по ряду жестких критериев. При успешной реализации формального наставничества все участники данного процесса получают соответствующие бонусы и денежные вознаграждения.
Неформальное наставничество (менторинг)
При неформальном менторинге речь идет об особой системе взаимоотношений, при которой сотрудничество проходит с учетом общих целей команды. При этом, неформальное наставничество возникать может стихийно. Однако, предпочтительнее, чтобы инициатива исходила от руководителя компании. При таком взаимодействии сотрудники компании чувствуют поддержку друг друга и в любой момент готовы прийти на помощь.
Каких результатов добиваются компании при помощи менторства?
Кроме основных задач, связанных с успешным запуском нового проекта, происходят ощутимые изменения и во многих других областях. В частности, происходит:
- существенное снижение количества ошибок и сбоев в работе компании;
- уменьшается текучка кадров;
- налаживается взаимосвязь между сотрудниками компании;
- повышается эффективность работы персонала на всех уровнях;
- принципы самообучения сотрудников и оптимизируются затрат на обучение;
- быстро достигаются поставленные цели;
- происходит быстрая адаптация новых сотрудников;
- укрепляются корпоративные ценности компании;
- повышается мотивация и улучшается процесс коммуникации, а также информирования.
Менторство в современном его понятии - уникальный инструмент в руках руководителей компаний. Решаются актуальные проблемы и открываются новые горизонты. Научившись эффективно применять на практике принципы наставничества, можно на 100 % быть уверенным в успешной реализации нового проекта и развития основного бизнеса.