A/B тестирование (или сплит тестирование) – один из маркетинговых инструментов, который помогает владельцам сайтов и лендингов улучшать их, тем самым привлекая пользователей. Любое дело должно развиваться и быстро адаптироваться к рыночной ситуации. К примеру, невозможно быстро запустить онлайн-магазин, наполнить его 500 позициями товаров и сразу начать получать существенную прибыль. Чтобы только поддерживать на прежнем уровне доход, бизнесмену необходимо пополнять ассортимент новинками, пытаться охватить больше аудитории при помощи рекламы, предпринимать действия по улучшению метрики вебсайта.
А/Б (сплит) тестирование сайта и лендинга позволяет определять, что предпочитает аудитория. Кроме того, оно дает возможность влиять на эффективность торговой площадки, в том числе конверсии, а также длительность пребывания на страничке, стоимость заказа, количество отказов.
Что такое A/B (сплит) тестирование
Сплит (А/Б) тестирование является маркетинговым методом, применяющимся для оценивания и управления показателями сайта или лендинга. Также данный метод называют сплит-тестированием.
Используется для оценки количественных показателей функционирования 2-х вариантов конкретной странички. Позволяет оценивать, как внесенные изменения влияют на посещаемость. К примеру, был добавлен новый элемент и призыв к действию. В перовом варианте таких изменений нет. Сравниваются две, практически, одинаковые веб-страницы и через некоторое время владелец получает данные. Тогда он может видеть, как внедрение новых компонентов повлияло на результативность.
Следует отметить, сплит (А/Б) тестирование относится к категории прикладной маркетинговой технологии, при помощи которой у владельцев сайтов и лендингов появляется возможность влиять на конверсию.
A/B-тестирование следует начинать с оценки метрик и поиска оптимальных вариантов улучшений. Можно взять за пример посадочную страничку продающего сайта с конверсией в 3%. Эксперт изъявляет желание повысить показатель до 6%. Он планирует кое-что изменить, и это должно помочь ему в решении задачи.
Допустим, маркетолог думает, что изменение цветового оттенка конверсионной кнопки с синего на кислотно-желтый сделает ее привлекательнее и заметнее. Проверить то, что после этого увеличатся продажи, можно, создав усовершенствованный вариант странички. Когда это будет сделано, у него будут две – А и Б.
Воспользовавшись инструментами для сплит тестирования специалист разделит трафик между этими двумя страничками. Условно говоря, одна половина пользователей будет попадать на страничку А, а другая – на Б. Разделение следует делать не только среди зашедших из поисковиков, но и из соцсетей, контекстной рекламы и т.д.
Когда достаточное количество информации будет собрано, эксперт оценит результаты A/B тестирования. Как упоминалось выше, конверсия составляла всего 3% на веб-страничке А. Если же на Б этот показатель покажет больший процент, к примеру, 2.6%, то это будет свидетельствовать об эффективности лэндинга. Но, он же пытался увеличить его до 6%. Именно поэтому ему следует направить усилия на поиск способов дополнительного совершенствования при помощи сплит-тестирования. Однако, в качестве контрольной будет выступать страничка с внесенными изменениями.
Что тестировать
Выбор объекта при сплит тестировании зависит как от целей, так и задач. Пример: показатель отказов посадочной странички равен 98%. Также определено, что большинство потенциальных клиентов покидает ее в течение 4-5 секунд. Если это происходит, то необходимо подумать, как изменить визуальные компоненты.
А/Б тестирование позволяет маркетологу подобрать оптимальный макет лендинга или страницы сайта, изменить цветовую гамму, превратив ее в более привлекательную. Сделать крупнее шрифт и поменять картинки. Естественно, если эксперт желает увеличить число подписок, то он должен внести изменения в конверсионную форму. Таким образом, A/B (сплит) тестирование поможет ему выбрать подходящий цветовой оттенок кнопки, улучшить текст, добавить поля в форму подписки.
Элементы веб-страниц, которые совершенствуются при А/Б тестировании:
- размер шрифта и вид конверсионных кнопок;
- заголовки и описание товаров;
- величина, вид и место расположения на веб-страничке конверсионных форм;
- верстка и дизайн странички;
- стоимость продукции и прочие элементы;
- картинки и фотографии продукции.
Инструменты сплит тестирования
A/B тестирование лендинга или сайта выполняется с помощью специализированных сервисов. Самым известным является ContentExperiments от компании Google. Им могут пользоваться зарегистрированные в Analytics. Преимуществом данного сервиса является то, что он абсолютно бесплатный. Есть у него также один недостаток – работа с HTML-кодом.